Как добиться, чтобы ребенок делал домашнее задание без лишних нервов и конфликтов
Мы считаем, что полезность задания на дом очевидна сама по себе. На деле же ребенку нужно объяснять, зачем она нужна. Это не всегда просто сделать. Попробуйте посмотреть, что именно задают по разным предметам, – у вас тоже могут возникнуть вопросы к педагогу и программе, а не к ребенку.
Если же с самой домашней работой все в порядке, она действительно полезна и помогает продвинуться в учебе, – поясните ребенку ее суть.
- Домашнее задание по типу отработки пройденного материала поможет не тратить время на обдумывание простых заданий на экзамене.
- Если в задании требуется прочесть текст и ответить на вопросы, ребенок научится выделять главное и второстепенное и искать нужную информацию. Это необходимо всем, кто хочет получить высшее образование и сдать профильный ЕГЭ.
А что же делать, если домашняя работа кажется бессмысленной? Подойдите к вопросу креативно – такой опыт не раз пригодится ребенку в будущем.
- Попробуйте поделить домашнее задание по трем приоритетам: обязательно сделать, сделать по возможности, можно не делать. Это не безответственность, а подготовка к жизненным реалиям. Мы в жизни всегда так сортируем задачи, даже если не задумываемся об этом. Настаивать на том, что всю домашку нужно делать всегда, – это подорвать доверие ребенка к вам, если ее объем действительно велик. Если вам нужны ГДЗ по геометрии, то рекомендуем перейти на сайт https://www.gdz-putina.info/5-klass/russkij-yazik-.
- В бессмысленной проектной работе или докладе нужно самому придумать, чему бы интересному можно научиться в процессе. В будущем такой подход поможет выжимать максимум пользы из рутинных задач.
- Однотипные задачи можно превращать в увлекательные. Хотя бы и придумывая параллельно истории про бассейны, из которых течет вода. Это одна из техник развития креативного мышления.
Делайте акцент на том, что вам дорог ребенок и отношения с ним, а не мнение учителя и не отметки в электронном дневнике. Обсудите чувства ребенка, которому также нелегко в этой ситуации, даже если он делает вид, что ему плевать. На ваше отношение к нему ему точно не наплевать – поддержите его и ищите выход из проблемной ситуации вместе.
В целом, очень важно не драматизировать ситуацию и не придавать домашнему заданию статус главного дела в жизни ребенка. Отношения, его развития, его увлечения – не менее важные вещи
Разберитесь, почему ребенок не хочет делать уроки, посмотрите на вещи с точки зрения дальнейших перспектив и выберите те стратегии, которые работают не на текущие оценки или похвалу учителя, а на будущее вашего ребенка.
Когда и как пользоваться ГДЗ: советы родителям
Польза и вред решебников напрямую зависят от целей их использования. И лучше всего, если контролировать этот процесс будут родители ученика.
Чтобы решебники помогали:
- Не подключайте их к процессу обучения слишком рано. До пятого-шестого класса вполне можно обойтись без них. Чем дольше сайты ГДЗ будут доступны только для родителей, тем лучше.
- Сначала дайте возможность ребенку попробовать решить задачу самостоятельно — поразмышлять и предложить свои варианты решения (пусть даже неверные). Старайтесь подключать решебник только для работы над ошибками.
- Разбирайте решения задач по решебнику вместе, учите ребенка анализировать, а не копировать информацию. Старайтесь донести, что знания важнее оценок, а ГДЗ нужны не для списывания, а для проверки.
- Выбирайте качественные сайты ГДЗ (чаще всего они платные) с подробными решениями задач, видеоуроками и минимумом ошибок. По возможности отключайте всплывающую рекламу.
- Если помощь решебника нужна при выполнении каждого домашнего задания, стоит подумать о подключении репетитора.
«Списывать нельзя учиться». Как вы считаете, где в этом предложении ставит запятую решебник?
Неочевидная польза ГДЗ
Сразу уточню, что все аргументы «за» ГДЗ могут рассматриваться только при одном условии: когда использование готовых заданий осмысленное. Если же учащийся копирует, не вникая, а родитель руководствуется правилом «Папа решает, а Вася сдаёт», то смотрим раздел «Минусы» и дальше не читаем.
Польза ГДЗ для учащихся
Бесспорная: когда для движения нужно показать направлениеИногда ученик тему вроде понял, на уроке отработал задания по ней. Но дома он сталкивается с упражнением нового формата и никак не может сориентироваться, с чего начать. В этом случае заглянуть в ГДЗ полезно. Школьник разбирает домашнее задание, анализирует ход решения, а для закрепления выполняет парочку похожих упражнений.
Спорная: когда предмет не ведущий Примерная ситуация: школьник с ярко выраженной склонностью к гуманитарным наукам уже классе в 7-м решил, куда поступит после 11-го. Физика и химия не вызывают у него интереса. Но портить аттестат плохими отметками не хочется. Поэтому такой ученик «выплывает» за счёт ГДЗ, не особо вникая в данные науки, а освободившееся время тратит на дорогие сердцу гуманитарные занятия.
Польза ГДЗ для родителей
Родители, контролирующие обучение чада, не всегда являются специалистами абсолютно во всём. Да и учились они по иным образовательным программам, им по-другому объясняли. Но темп обучения современной школы настолько стремительный, что учащимся без посторонней помощи сложно справляться. Поэтому ГДЗ становится для родителей выручалочкой, которая показывает, каким должен быть ход рассуждений.
Главное для родителя — понять самому, потом объяснить ребёнку, а не любезно открыть для него сайт ГДЗ для списывания.
Польза ГДЗ для учителей
1. Тратить меньше времени на проверку После 6-10 уроков сил на полноценный разбор домашних заданий часто нет. Поэтому, чтобы ускорить процесс проверки, учитель может открыть ГДЗ.
2. Разработать собственные задания на основе ГДЗМетодисты знают, что подбор материала для контрольной или упражнения по теме может занять часы, а ученики выполнят всё за несколько минут. Чтобы сделать процесс составления заданий проще, можно использовать ГДЗ к разным учебникам — и вуаля, уникальное упражнение готово!
3. Проанализировать уровень усвоения материалаЕсли ГДЗ пользуются постоянно 1-2 ученика, то это показатель их обучения. Значит, либо они ленивы, либо не усвоили когда-то базовую тему и теперь буксуют. Если же к ГДЗ обратилась значительная часть класса, то это — набат, сигнализирующий учителю о необходимости повторного разбора материала.
4. Поймать любителей ГДЗЕсли не знаешь, что в ГДЗ, обнаружить того, кто списал, не получится.
Стоит ли помогать?
Итак, стоит ли помогать ребенку делать уроки? Рассмотрим все «за» и «против».
Условия, при которых родителям лучше воздержаться от помощи:
- Родители отличаются вспыльчивостью, торопливостью – кричат не ребенка, стараются как можно быстрее объяснить материал или дать готовые ответы.
- Родители не имеют достаточной информационной базы по предмету, с которым нужно помочь, и не готовы разбираться в этом – нет времени или желания.
- Ребенок умеет просить о помощи, если ему это нужно, отличается самостоятельностью.
- Ребенок умеет справляться с трудностями, не отчаивается и не сдается при первых же проблемах.
В этих случаях не нужно навязывать помощь. Помогайте, только если ребенок не может справиться сам и просит об этом.
Ситуации, в которых показана помощь ребенку с домашним заданием:
- Ребенок отличается чрезмерным свободолюбием – нужно хотя бы поинтересоваться, сделаны ли уроки.
- Ребенок робкий – можно ненавязчиво предложить помощь, поинтересоваться, все ли получается.
- Родители готовы выделить время и силы на взаимодействие с ребенком – не стоит совмещать помощь по учебе с чем-то еще, например, со своей работой.
Берясь помогать ребенку с домашним заданием, родители должны помнить о главной цели – усвоение ребенком знаний, понимание темы
Важно доступно объяснить материал и помочь сыну или дочери во всем разобраться
Правильные ответы, отличная отметка, примерно заполненная тетрадь – это и подобное не является целью родительской помощи в обучении. Учитывайте это, когда будете проверять домашнее задание.
«ГДЗ БОТ» — помощь школьникам и их родителям
Самое главное событие в жизни каждого ребенка — это обучение в школе. Многие с нетерпением ждут этого момента, так как он означает для большинства ребят что-то новое и необычное. Родители конечно больше самих детей понимают все сопутствующие этому событию сложности, поэтому с опаской относятся к предстоящему учебному процессу. Ведь школьная программа усложнилась настолько, что порой с ней непросто справиться.
Действительно, с тех пор как учились мамы и папы современных школьников многие учебники претерпели столь колоссальные изменения, что это ставит взрослых в самый настоящий ступор. Причем многие отмечают, что эти перемены произошли далеко не в лучшую сторону. Кроме того, на учащихся ложатся такие огромные нагрузки, что без сторонней помощи им просто не обойтись. И если раньше ребята могли рассчитывать на поддержку учителей, то сейчас этого нет и в помине
Преподаватели не всегда могут уделять детальное внимание каждому ребенку, из-за чего порой могут возникать некоторые пробелы в знании материала
Поэтому с каждым годом становится все больше родителей и школьников, которые обращаются за помощью к ГДЗ. Ведь в современной системе образования это единственный надежный способ получить разъяснения по материалу, подготовиться к многочисленным проверочным работам, а так же быстро и качественно справиться с д/з. Кроме того, данные пособия в своем большинстве бесплатны, что делает их применение более приоритетным по сравнению с наймом репетиторов.
Может ли черновик принести пользу?
Настоящее предназначение черновика – «набросать» собственные мысли, размышления. На черновом листке можно написать, например, сочинение или эссе. Школьник пишет на листке свои наблюдения, цитаты, мысли, а потом собирает их в красивое изложение.
Также на черновике можно начертить или нарисовать эскиз, а также написать примерное решение сложной задачи, которое лучше разбить на несколько этапов. Черновик нужно использовать не для того, чтобы идеально переписать домашнюю работу в тетрадь
В него делают пометки, записи, которые помогают концентрировать внимание на сложных задачах. То, что не нужно держать в голове, можно сразу переносить в тетрадь
Есть ли вред от детского блогерства на YouTube
Многие родители запрещают своим детям заводить канал на YouTube, считая, что это может привести к различным негативным последствиям:
- Школьник будет много времени проводить в интернете (видеосъёмка, создание ролика, переписка с аудиторией блога) в ущерб выполнению домашних заданий, посещению кружка или секции, реальному общению со сверстниками. Опасно, когда интернет становится единственным развлечением и объектом интересов в жизни мальчика или девочки.
- Юный блогер может стать объектом издевательств, троллинга. Ребёнок ещё не умеет фильтровать информацию, не понимает, что нужно просто игнорировать оскорбительные комментарии — они надолго выбивают его из колеи и даже могут нанести ему психологическую травму.
- Видео, посвящённые обзору игрушек, многие взрослые считают пропагандой потребленчества у детей. Малыши и так часто «прилипают» к витринам игрушечных магазинов, влюблёнными глазами глядя на понравившуюся куклу или машинку. А в ролик на YouTube такой же ребёнок вертит её в руках, рассказывает о многочисленных достоинствах популярной вещи. У маленьких зрителей это вызывает зависть, жажду заполучить заветную игрушку — и дети начинают буквально терроризировать своих родителей. Вещи же зачастую блогеры показывают отнюдь не дешёвые — не у каждой семьи есть возможность их приобрести. Маленький же ребёнок этого не понимает (ведь он видит на экране не абстрактный рекламный ролик, а такого же, как он малыша, забавляющегося с игрушкой): в результате формируется чувство своей неполноценности, ущербности («чем я хуже этого мальчика или девочки»).
- У некоторых ребят ведение собственного канала формирует такие черты, как тщеславие, хвастовство, показушничество. Многие дети даже создают каналы, толком не зная, о чём там говорить — им хочется именно славы и популярности любым путём. Других же направляют их родители — побуждают расхваливать игрушки и пр.: взрослые умиляются над своим чадом, показывают затем эти ролики знакомым, гордясь своим маленьким блогером.
Ребенок не делает домашнее задание в начальной школе
В начальной школе дети не склонны к протестному поведению. Они хотят заслужить похвалу взрослых и готовы соблюдать правила. Если ребенок не делает домашнее задание в этом возрасте, скорее всего, он не справляется с учебой. Либо у него недостаточно развиты навыки самоорганизации, в итоге он не может делать уроки один и полностью самостоятельно. Что делать с ребенком, который не хочет делать уроки – вопрос непростой, а ответ зависит от особенностей школьника.
Ребенок не делает уроки один
Если ребенок не хочет делать уроки самостоятельно, у него не развиты навыки самоорганизации. Для выполнения домашнего задания нужно хорошо понимать в какой последовательности что делать, как себя организовать. Это не так просто как кажется, если раньше ребенку четко и понятно говорили, что и когда делать. Например, в детском саду детям всегда давали команду, когда начинать какое-то дело, как его делать, когда отложить и закончить.
Как научить ребенка делать домашку самостоятельно?
Сделайте с ребенком распорядок дня, но не распишите, а нарисуйте. Это серьезная работа – изобразить всю его неделю в виде красивой и понятной таблицы, где на каждый час его активности есть своя ячейка, – и так на все пять рабочих дней.
- Придумайте символы: вот это значит, что он в школе, вот это – переодевается из формы в домашнюю одежду.
- Дальше четко и понятно обозначьте, в какое время он делает домашнюю работу. Нарисуйте стол, необходимые письменные принадлежности, которые он должен достать перед работой.
- Обязательно нарисуйте стрелочные часы, которые показывают время начала и время окончания каждого этапа. Закрашивайте промежуток времени на циферблате, который нужен ребенку для того, чтобы сделать уроки по каждому из предметов.
- Поставьте ребенку на стол стрелочные часы, чтобы он мог следить за временем.
- Не забудьте соблюдать пропорции: каждый час должен быть одинаковым в визуальном отображении.
- Закрашивайте ячейки одним цветом, когда это один и тот же тип работы. Например, все школьные часы – синие, время на то, чтобы сделать домашнее задание – желтое и т.п.
У вас получится очень красивая таблица, в которую останется вписать названия предметов, по которым ребенок делает уроки в конкретный день.
Чем опасны черновики?
Когда школьник пишет в черновике, он даже не думает, что нужно стараться. Зачем это делать, ведь все равно придется все переписывать в тетрадь. Даже если ребенок от природы усидчивый, пытается все выполнять качественно, в черновике он будет писать неаккуратно, зачеркивать и исправлять. Возможно, школьник на черновике будет правильно считать, вычитать, умножать, но вот за почерком он точно следить не будет. Ребенок не следит за аккуратностью на листке, ведь на черновике это не имеет никакого значения. В чистовом варианте ведь все будет красиво, без помарок и зачеркиваний.
А потом педагоги удивляются, почему домашние работы у школьника идеальные, а на уроках он пишет грязно и с ошибками. Но как ребенок научится сразу писать чисто, если он привык несколько раз переписывать работу дома?
Привычка работать с черновиками может негативно отразиться на дальнейшей жизни человека. В университете, на работе, в семье он будет делать все так, как будто у него всегда есть возможность все «переписать» на чистовик. Часто можно встретить таких людей, которые с первого раза никогда не могут хорошо выполнить задание. Им нужно, чтобы директор сделал замечание, отправил переделывать отчет, и только тогда работа будет выполнена хорошо. Такие люди могут выходить замуж или жениться на малознакомом человеке, ведь потом можно будет развестись и выбрать идеальную пару.
Наверняка родители не думают, что могут испортить жизнь сыну или дочери, когда предоставляют им возможность работать с черновиками.
Регламентируется ли домашка законом?
Выше мы выяснили, отталкиваясь от буквы закона, обязаны ли ученики делать задания на каникулах. Вопрос тут скорее нужно ставить не «обязаны ли дети делать ДЗ?», а «имеют ли право учителя его задавать?».
Мы привели выдержки из нескольких официальных источников. Однако, если вы внимательно вникли в их содержание, заметили, прямого запрета на ДЗ на каникулах там нет.
Там сказано, что у учеников бывают каникулы, которые являются перерывом учебного процесса. Еще, что нарушать право учеников на отдых нельзя. Еще СанПин там что-то рекомендует, и Минобразования правила публикует. А нарушение данных рекомендаций влечет штраф и дисциплинарку в личное дело.
Но, прямого текста, где было бы четко прописано, что ученики НЕ обязаны делать ДЗ на каникулах или, что задавать ДЗ на лето категорически НЕЛЬЗЯ, нет. Поэтому, вряд ли хоть один педагог когда-либо успел заплатить штраф по данному нарушению. К тому же, как показывает практика, любое действие можно быстренько интерпретировать в подобающие рамки. Например, в случае чего заявить, что задание можно было делать «по желанию». Или, что оно не будет оцениваться и является лишь дополнительной и необязательной нагрузкой. Мол, вы что, мы не говорили ,что вы обязаны. И т.д. Школа выкрутится, уж поверьте.
Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому
Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»
Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.
Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.
Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому
Или, наоборот, способен на большее.
Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.
Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.
Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.
Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.
Вы растите безответственного исполнителя
Если вы будете постоянно контролировать малыша, то он не сможет сформировать в себе такое важное качество, как самостоятельность. Им можно будет легко манипулировать
Такие дети станут хорошими исполнителями, но если им придется принять решение и взвалить на свои плечи ответственность – у них не получится. Важно, чтобы ребёнок на своем примере понял: если он не сделает домашнее задание, значит, получит плохую оценку. Но это не значит, что вы должны полностью игнорировать его. Вы можете напомнить ему об уроках, а затем проверить. Но нельзя всё делать за него – а то ребёнок так ничему и не научится. А ведь в школе важно получить знания, а не хорошую оценку.
Что делать с ошибками
Если чадо постоянно делает ошибки в выполнении заданий, то предложите ему для начала сделать все на черновик. Не надо решать за него очередную задачку, приведите пример аналогичного задания, подтяните знания там, где есть пробелы.
Если вы сами не знаете, как ответить на какой-то вопрос, то признайтесь в этом честно и вместе поищите ответ. Это вызовет у ребенка радость: ведь оказывается не страшно чего-то не знать, даже мама или папа могут признаться в этом.
Не стоит сразу указывать ребенку на ошибку, если вы ее заметили в выполненном задании. Подтолкните его на мысль, что есть неверный ответ, пусть он немного потрудится и самостоятельно устранит ошибку. Иногда сами невзначай допускайте мнимые ошибки, чтобы детка исправлял вас. Главное, донести до ребенка момент, что ошибки могут допускать все, главное их не бояться и уметь исправлять.