Сущность процесса подготовки и переподготовки кадров

Виды

Существует несколько форматов обучения на курсах переподготовки:

  • Очная форма. Основная учебная нагрузка приходится на аудиторные занятия. Они проводятся несколько раз в неделю, обычно в вечернее время, или по выходным.
  • Очно-заочная форма. Нагрузка распределена между аудиторными и самостоятельными занятиями. Это может выглядеть так: сначала проводится установочная очная сессия, а затем слушатели отправляются на самостоятельную подготовку к аттестации. Другой вариант – несколько очных сессий, которые перемежаются самостоятельной работой.
  • Дистанционная форма. Учебные программы полностью реализуются в онлайн-формате. Слушатели самостоятельно изучают материал, доступ к которому открывается после зачисления. Это могут быть видеолекции, текстовые лекции, электронные учебники, онлайн-семинары и т. д. Часто за каждым слушателем закрепляется личный куратор, который отвечает на возникающие вопросы и помогает осваивать программу. 

Дистанционная форма обучения стоит дешевле других и пользуется наибольшей популярностью. Однако не все специальности могут качественно преподаваться таким образом.

К тому же очные курсы часто дают важное преимущество – многие учреждения ДПО взаимодействуют с работодателями и помогают своим выпускникам с трудоустройством после переподготовки. 

Кроме того, все программы профессиональной переподготовки тут можно разделить на две условные группы:

  • переподготовка для смены профиля деятельности в рамках уже имеющейся профессии (получение смежной специальности) – такие программы обычно не слишком превышают минимальное количество часов, установленное законом, – 250; 
  • профессиональная переподготовка для получения совершенно новой квалификации – такие курсы более объемны, от 700 до 1 000 и больше академических часов. Именно они по содержанию и качеству подготовки считаются аналогом второго высшего образования.

Методики

Итак, чем быстрее принятый на работу человек адаптируется к новой рабочей среде и корпоративной этике, тем быстрее он продемонстрирует ожидаемые от него результаты. Помимо традиционной практики наставничества, для этой цели все чаще используются электронные методы (презентации, пособия, корпоративные соцсети). После успешного прохождения адаптации для развития сотрудников компании основным становится поддержание их мотивации, а также совершенствование их профессиональных, коммуникативных, управленческих и прочих специфических навыков. Формы обучения персонала в организации следующие.

  1. На рабочем месте посредством следующих методов:
    • ротация;
    • делегирование;
    • метод усложняющихся заданий;
    • работа в проектных группах.
  2. Вне рабочего места с помощью таких методов:
    • лекции;
    • деловые игры;
    • семинары;
    • моделирование;
    • самостоятельная подготовка;
    • тренинги.

Указанные методы не только работают на развитие тех или иных навыков, но и укрепляют лояльность сотрудников к компании за счет предоставления возможности профессионального роста.

Что дает 

Стандартный путь переобучения на другую специальность – поступление в соответствующий профильный вуз или колледж и получение второго образования. Но такая траектория занимает несколько лет, и далеко не всегда значительная трата времени целесообразна. Поэтому во многих случаях более логично пойти более короткой дорогой.

Продолжительность профессиональной переподготовки во многом зависит не только от объема программы, но и от интенсивности занятий. В целом на переобучение уходит от 3 до 12 месяцев. В редких случаях, когда программа особенно насыщенна, оно занимает 1,5 года (3 семестра, примерно 1 000 часов).

По итогам аттестации слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Это полноценный документ установленного образца, который равноценно заменяет диплом о втором высшем или среднем образовании. Срок его действия неограничен.

Таким образом, профессиональная переподготовка дает возможность сменить специальность с минимальными временными и финансовыми затратами. Наличие дополнительного диплома значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда, а в некоторых случаях может даже повлиять на размер заработной платы. Например, бухгалтер с дипломом налогового юриста будет «стоить» выше своих обычных коллег.

Почему люди идут получать дополнительное образование

Все мы знаем людей, которых можно назвать хорошими специалистами и любящими свою профессию работниками. Но уровень доходов у них при этом оставляет желать лучшего. Именно они часто прибегают к “прокачиванию” навыков путём профессиональной переподготовки. Ведь это – реальный шанс кардинальных изменений в профессии!

С получением новой квалификации сфера деятельности человека значительно расширяется. Что такое профессиональная переподготовка в “родственной” области? Смежную профессию получают в самых разных сферах путем совмещения. Она должна быть близкой к основному виду деятельности. Например, токарь может дополнительно переучиться на слесаря, парикмахер – на визажиста, медсестра может освоить навыки массажа, а водитель – стать попутно экспедитором. Врач-терапевт, пройдя дополнительную переподготовку, может получить квалификацию педиатра и трудиться в этом качестве. Данное расширение собственных компетенций поможет в случае кризиса сохранить драгоценное рабочее место. 

Прежде чем определиться, какую профессию выбрать дополнительно, следует проанализировать ситуацию на рынке труда и вспомнить о собственных стремлениях и предпочтениях, имеющих отношение к нынешней деятельности. Например, бухгалтеру достаточно легко переквалифицироваться в аудитора, налогового консультанта, экономиста или финансового менеджера. Педагог, пройдя профессиональную переподготовку в образовании, без проблем вольется в коллектив реабилитационного центра либо сможет работать в частном детском саду, органах опеки или заниматься репетиторством. Юристу по плечу оказание консалтинговых услуг, работа в должности риелтора или HR-менеджера.

Порой бывает, что рано или поздно в ходе трудовой деятельности человек понимает – изначально профессия была выбрана неосмотрительно. Работник не может оставаться, например, в педагогике или медицине из-за расшатанной нервной системы или начинает ненавидеть бухгалтерию, так как устал от цифр и сидячей работы. И в этом случае профессиональная переподготовка специалистов может стать эффективным средством успешно поменять свою жизнь.

Чем отличается профессиональная переподготовка от высшего образования

Срок обучения

Это существенный вид отличия. Ведь получить полноценное образование можно в течение 3-5 лет, а вот курсы переподготовки предполагают, что получить образование можно в течение нескольких месяцев. При этом, есть возможность осуществлять процедуру обучения быстро и просто, нет утомительных лекций, зачетов и экзаменов. То есть, кроме срока обучения добавляется еще и немаловажный аспект комфорта.

Стоимость

Экзамены вступительного характера

Всем известно, что для получения высшего образования нужно пройти вступительные экзамены. То есть, нужно предоставить данные о том, что вы обладаете начальными умениями, навыками и знаниями, чтобы получить образование высшего порядка. Такие экзамены достаточно утомительные и сложные. И не каждый человек реально имеет возможность к ним подготовиться из-за серьезного недостатка времени. Что касается курсов переподготовки, то в данном случае для поступления вовсе не нужно сдавать никаких экзаменов. Это существенное преимущество, способное заинтересовать в таком обучении практически каждого человека.

Обучение дистанционного плана

Осваивать профессию на основании курсов можно в достаточно комфортабельных условиях, при этом разрабатывается индивидуальный график, что позволяет получить перспективы существенной экономии времени. 

Что такое повышение квалификации?

Ниже приведены наиболее популярные трактовки термина «повышение квалификации».

Повышение квалификации (skills training) — это обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации — одна из форм дополнительного повышения образовательного уровня персонала, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно-экономической учебы, краткосрочного и длительного периодического обучения в соответствующих образовательных учреждениях.

Повышение квалификации — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.

К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.

Повышение квалификации — это вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям. Повышение квалификации может служить основанием для повышения квалификационного разряда, группы квалификации, класса или категории в должности.

Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Для повышения квалификации рабочих организуются:

  • производственно-экономические курсы;
  • курсы целевого назначения;
  • школы передовых приемов и методов труда;
  • курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.

Повышение квалификации не следует путать с профессиональной переподготовкой, которая представляет собой отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленного на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Профессиональная переподготовка организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий и для получения дополнительной квалификации.

Основные цели переподготовки и курсов повышения квалификации

Прежде, чем начинать свои поиски курсов нужно определить, для чего они вам нужны. То есть, изначально определяется цель, после чего делается выбор курсов. Постановка правильной цели позволяет грамотно подойти к вопросу выбора курсов, которые смогли бы всецело помочь именно вам в конкретной ситуации.

Цель 1. Повышение производительности

Многие предприниматели понимают, что производительность труда – самый важный параметр развития бизнеса в целом. При этом нужно формировать такую структуру, которая бы предполагала повышение уровня производительности не только одного работника, но и всей фирмы в целом. Поэтому, нередко инициатива о переподготовке и посещении курсов повышения квалификации исходит именно от работодателя, который осуществляет оплату данных курсов, чтобы повысить уровень производительности своего персонала. Вполне очевидно, что каждый год на свет появляются новые методики, технологии, оборудование и пр., что активно может использоваться конкурентами. Чтобы внедрять такие инновации на собственном производстве или же в собственной компании, нужно иметь специалистов, которые имеют нужный уровень умений и навыков. Не всегда рационально привлекать специалистов со стороны, поэтому, самым выгодным вариантом в такой ситуации станет именно переподготовка, которая сможет в дальнейшем стать основой развития предприятия в целом.

Практика показывает, что чем выше квалификация сотрудников, тем более высокими становятся параметры производительности труда. А это в свою очередь свидетельствует о том, что курсы профессиональной подготовки и повышения уровня квалификации – это именно то, что нужно.

Цель 2: Снижение текучки кадров

Нередко бывает так, что на предприятии, где в принципе созданы все необходимые условия, текучка кадров достаточно значительна. Многие специалисты уверены в том, что элементом своеобразной мотивации могут стать курсы повышения квалификации, которые позволят всем работникам подстраиваться в дальнейшем под особенности работы предприятия.

Цель 3: Развитие персонала

Современные реалии говорят о том, что персонал – основа развития бизнеса и основа результативности деятельности всей компании. Поэтому, развитие персонала выступает основным элементом активного развития фирмы в целом. Нередко крупные организации заключают договора с учебными центрами, чтобы периодически усовершенствовать умения и навыки своих работников. Это позволяет в значительной степени повышать уровень конкурентоспособности и уверенно противостоять всевозможным негативным проявлениям в бизнесе.

Цель 4: Внедрение инноваций

Наверное, в настоящий момент именно данная цель является самой актуальной и значимой. Внедрение инноваций на производстве может существенно снизить уровень инвестиций в процесс развития бизнеса, кроме всего прочего, именно посредством таких внедрений могут возникать новые преимущества и перспективы экономии времени на выполнение поставленных задач.

Чтобы соответствовать течению времени, и чтобы получить перспективы активного развития на основании различных новых разработок, непременно их нужно использовать в своем бизнесе. Но, не следует забывать о том, что потребуются еще и сотрудники, которые смогут использовать инновации на практике. Если ваши специалисты работают уверенно и грамотно, но не обладают необходимым уровнем умений и знаний для применения инновационных методик, технологий и оборудования, именно курсы повышения квалификации станут вашим основным помощником в данном вопросе. 

Получить второе образование по новой специальности или по новой профессии?

Необходимо уточнить, что сменить деятельность можно в двух вариантах:

  1. Пройти подготовку по другой специальности внутри своей профессии. Например, врач-педиатр может переобучиться на врача-диетолога и работать в фитнесс-центре или санатории. Тоже самое касается педагогов, которые проходят переподготовку из учителя математики в педагога-психолога или менеджера в сфере образования.Также внутри инженерных специальностей: проектировщик в инженера систем водоснабжения и газоснабжения. Основной причиной получения второго профессионального образования внутри своей группы профессий является необходимость, диктуемая регламентами (Например, для медицинских специалистов — это Приказ № 707н, для других — профессиональные стандарты и т.д.).
  2. Получить второе профессиональное образование по новой профессии. Примером может служить, когда врач переобучился на педагога, или инженер-строитель на программиста, или врач — на бухгалтера.

Пошаговая инструкция повышения квалификации и переподготовки специалистов

Процедура может проходить на уровне оценки деятельности всей компании:

  1. Оценка внедрения новых технологий;
  2. Анализ возможного применения новых методик и выпуска новой продукции;
  3. Необходимость в модернизации производства, в организации новых подразделений;
  4. Открытие новых видов деятельности и появление новых рабочих мест.

Посредством такого детализированного анализа можно четко определить, какие потребности для развития профессионала имеются в компании. Такой же анализ может быть произведен по структурным подразделениям и по каждому рабочему месту. После чего, может быть произведена процедура постановки целей и уже на основании полученной информации начинается процесс выбора тех компаний, которые могут предоставить нужный уровень умений, навыков и знаний именно вашему персоналу.

Шаг 2: Формирование бюджета

После того, как будет сформирован процесс выявления определенных потребностей, начинается процесс составления бюджета. Нужно четко определить те области, которые требуют максимального усовершенствования. На основании полученных данных рассматривается бюджет и определяется список, когда и кого посылать на обучение. Тут нужно быть крайне внимательными, чтобы максимально объективно оценить обстановку в компании и правильно выбрать направление развития.

Шаг 3: Определение методов

Сегодня очень актуальными стали вебинары, семинары и лекции. Для компании такие варианты обучения являются самыми рациональными, так как они позволяют при минимальной затрате средств и времени получить оптимальные результаты. Тем не менее, более глубокий процесс изучения всей информации протекает на специализированных курсах. Как правило, обучение длится не менее 72 часов и человек получает специализированный диплом. Такой вариант обучения можно использовать не только в качестве основы повышения уровня умений специалистов, но в качестве мотивационного инструмента. Все дело в том, что наличие такого документа провоцирует повышение спроса на рынке труда работника. И работники заинтересованы именно в том, чтобы посещать такие курсы.

Шаг 4: Выбор образовательного центра

Естественно, данный аспект должен быть изучен до мелочей и деталей. Как вы знаете, предложений на рынке существует достаточно много. Но, нужно выбрать ту компанию, которая имеет лицензию на осуществление деятельности, предоставляет доступные цены и в тоже время предлагает высококачественное обучение. Для того, чтобы сделать рациональный и грамотный выбор изучите все предложения, отзывы, оцените предлагаемые программы по обучению.

Шаг 5: Разработка программ повышения уровня квалификации

Вы должны понимать, что в настоящий момент курсы могут иметь различную направленность, но вы должны четко выбирать те направления, которые импонируют потребностям именно вашего конкретного предприятия. В определенных случаях можно осуществить процесс выбора курса подобной тематики с добавлением спецкурсов по определенным предметам. Тут нужно быть весьма внимательными. Ведь полученное образование должно предоставлять не только документ, но еще и необходимый уровень знаний, на основании которых человек в дальнейшем сможет выполнять совершенно иные обязанности или же сможет повысить уровень своей производительности.

Шаг 6: Анализ полученных результатов 

Конечно же, полученные результаты должны быть проанализированы.

Если посещение определенных курсов стало исключительно основой расхода и не принесло никакого улучшения на предприятии, то от такого варианта обучения нужно отказаться, обратив внимание на более эффективные методики повышения уровня умений, знаний и навыков. 

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий