Фонетический разбор слов: как сделать звукобуквенный анализ

Звуко-буквенный разбор слова: теория

Что такое фонетический разбор и зачем он нужен? Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.

Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов. 

Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.

Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.

Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.

Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.

В состав анализа входят: 

Подсчитывание количества букв
Определение числа звуков в слове
Постановка ударения
Распределение звуков на согласные и гласные
Классификация каждого звука
Составление транскрипции (графической формы слова)

 

 

Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей: 

 

Некоторые буквы не дают звук
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных

Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:

В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:

Придают мягкостьПридают твёрдость
«Я» — «Ё» — «Ю» — «Е» — «А» — «О» — «У» — «Ы» — «Э» —  

Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука. 

Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.

В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):

Звонкие непарные буквыЙ’, Л, М, Н, Р
Глухие непарныеХ, Ц, Ч’, Щ’ 
Звонкие парныеБ, В, Г, Д, Ж, З
Глухие парныеП, Ф, К, Т, Ш, С

Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).

Звонкие согласные образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парные согласные образуют пару из глухого и звонкого звука (-, -, -), а непарные — не образуют пары (, , )

При фонетическом анализе слова стоит учесть, что:

Согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог;

Согласные , и — всегда твердые, даже если после них идут мягкие гласные, поэтому при звуко-буквенном разборе пишется ;

Звуки , , , , , , , , — сонорные, поэтому они всегда будут звонкими, так как при их произношении используется голос, а не шум;

Буквы и не дают звука; 

Удвоенные согласные сливаются в один; 

Ться произносится как ; 

Звуки и под ударением.

Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:

  • Ёлка;
  • Яблоко;
  • Ёж;
  • Юла;
  • Ехать.

Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.

Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:

  • Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
  • После гласной (Якутия, умею, объятия);
  • После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).

Но в этом правиле имеется исключение: 

Если стоит после мягкого знака, то при звуковом анализе слова выделяют уже не один звук, а два — и . 

Пример

Соловьи; Муравьи; Ручьи; 

Ульи; Плясуньи. 

Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать? 

В слове два ровно три звука. В слове три — тоже. В слове четыре их шесть. Вот и получается, что если сложить слова два и три — получится слово четыре. Подобные упражнения помогут в форме игры в разы быстрее разобраться в представленной теме. 

 

 

При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак

Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже. 

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, но 6 гласных звуков: , , , , , [И

А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки , – всегда мягкие:сон , дым , чаща  , часы  .

Я,  Ё,  Ю,  И, Е –  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки , , остаются  всегда твердыми:мята , тёрка , мюсли  , мел , лес , жир , ширь , цифра .

  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е – йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых , , ) и  дают один гласный звук : я – , ё – , ю – , е – :Мяч, тёрн , тюль , пена .
    • Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный и соответствующий гласный,  если они  стоят
      • в  начале  слова: яма  , ёлка  ,  юла  ,  ель  ;
      • после гласных: маяк ,  поёт  ,  поют ,  поел ;
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья ,  объём , вьюга ,  съезд .
  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков , , , не существует.
  • Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи ,  лисьи 
  • – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”

Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Обратите внимание !

    1. Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е  – йотированные.
      • Если  эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
      • Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков

        Я – , Ё – , Ю – , Е – : Ёлка –  –  4 буквы,  5  звуков. Поёт – 4 буквы, 5 звуков.

        , то они дают 2 звука:

    2. Буква И
      • после Ь обозначает два звука: чьи ,  лисьи  ;
      • после согласных Ж, Ш, Ц

        зажим , шины , цирк  ;

           даёт звук :

    3. гласная О

      кОтик – , скворцы – ;

        под ударением даёт звук , а без ударения :

    4. гласная Е

      лес ,  лесА (см.   лисА ), весна ;

        под ударением даёт звук , а без ударения :

    5. в некоторых  иноязычных словах перед гласной Е 

      кафе , купе , свитер , отель ;

      согласный произносится твёрдо:

    6. гласная Я

      мяч – , рябина – , пятно – .

      под ударением даёт звук ,  а без ударения , :

  • Для согласных.

    1. парные по глухости/звонкости согласные

      гриб – , лавка – ;

      в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):

    2. Й, Ч, Щ  – , , – всегда мягкие;
    3. Ж, Ш, Ц – , , – всегда твердые;
    4. Если в слове рядом стоят несколько  согласных, то  в некоторых словах звуки , , , не произносятся (непроизносимые согласные), но  буквы в,д, л, т

      чувство , солнце , сердце , радостный .

      пишутся:

    5. сочетание СТН произносится как , ЗДН

      звёздный – , лестница – .

      – :

    6. иногда на месте буквы Г 

      когти –  , мягкий –  ;

      перед глухой согласной произносятся звуки ,  :

    7. иногда буква С 

      сделал – .

      в начале слова перед звонкой согласной озвончается:

    8. между  корнем  и  суффиксом  перед мягкими согласными согласные  могут  звучать  мягко :
    9. иногда  буква  Н  обозначает  мягкий  согласный  звук  перед  согласными Ч, Щ:

      стаканчик – , сменщик – ;

    10. Удвоенные  согласные располагаются
      •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа ,  вАнна ;
      • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  , аккОрд , аллЕя ;
    11. сочетания ТСЯ, ТЬСЯ

      бриться – ;

         (у глаголов) произносятся как длинный :

    12. иногда   сочетание  ЧН,  ЧТ 

      конечно  – , скучно  – ,  что –  , чтобы –  ;

      произносится  как   :

    13. буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ 

      щавель  , счастливый  ,  извозчик  , перебежчик  ;

      обозначают звук :

    14. в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г 

      белого – .

      произносится как :

Алгоритм фонетического разбора

Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.

Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:

  • Записать выбранное слово по правилам орфографии.
  • Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
  • Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
  • Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — .
  • Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.

Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.

Деление на слоги

Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.

Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.

 

 

Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:

 

  • Открытый — если заканчивается на гласный звук.
  • Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
  • Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).

Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:

  • В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
  • В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
  • Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
  • Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .

Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:

  • Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
  • По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).

Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова.

ШАГ 1 Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения.

ШАГ 2  Далее пишется транскрипция  — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.   ШАГ 3 Указывается количество гласных и согласных звуков в слове.   ШАГ 4

Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется.   ШАГ 5 

Затем для гласных звуков пишется «гласный» и определяется ударный он или безударный. Для согласных звуков пишется «согласный», затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости.  

ШАГ 5  Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв.

Шаг 6

Определяется, сколько в слове слогов.  

  Образец записи:

Льдинка 

2 – гласных, 4 – согласных;

л – – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный;

ь –

д – – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный;

и – – гласный, ударный;

н – – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный;

к – – согласный, твердый, парный, глухой, парный;

а – – гласный, безударный.

________________________________________________

6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка  

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта. Заранее Вам спасибо!!!

Упражнения в тетради

Красиво и ровно писать вам поможет также тетрадь в клеточку, ответственно приобретённая для упражнений. Возьмите готовый текст или придумывайте его на ходу, но при этом следите, чтобы каждая буква заняла своё место в клетке и не выходила за границы. Когда будут проработаны отдельные элементы, принимайтесь за соединение букв в слова — на данном этапе постарайтесь не убирать ручку с бумаги. На это изменение уже не потребуется так много времени. Чтобы закрепить результат, обязательно пропишите несколько строчек в выработанной технике.

Быстро освоить это упражнение вряд ли получится, но спустя несколько тренировок ваш почерк заметно улучшится. Эксперты подтверждают, что для закрепления результат может потребоваться несколько дней или даже недель. Зато в конце вас будет ждать прекрасная награда — красивый и разборчивый почерк.

Практические советы по освоению красивого письма

Как научиться писать красивым почерком в короткий срок и получать от своего нового навыка пользу уже в ближайшем будущем? Выполняйте следующие упражнения и действия.

Разминка для пальцев

Даже для процесса письма существуют разминки и техники повышения гибкости и подвижности пальцев. Их задача – размяться, дополнительно развивать мелкую моторику рук. Один из простейших вариантов разминки – воздушное письмо. Для его выполнения:

  • Возьмите в руку карандаш или ручку, согните руку в локте, имитируя ее положение при реальном письме;
  • Начинайте водить рукой в воздухе, якобы прописывая крупные буквы.

Разминка для пальцев

Упражнение надо проводить регулярно утром и вечером в течение 2-3 минут. Оно помогает развивать моторику рук и вырабатывать выносливость, благодаря которой можно будет много писать и не так быстро уставать.

Пишите в прописи

Если никак не получается выводить ровные буквы, особенно если надо учить ребенка – рекомендуется использовать специальные тетради прописи. Это специальные листы, в которых есть контуры заглавных и малых букв в их идеальном исполнении. Человеку надо лишь обводить контуры ручкой, стараясь максимально их повторить без искажений.

Прописи для тренировки красивого почерка

В прописях есть специальные страницы, где можно тренировать написание букв с правильным наклоном, интервалом между отдельными буквами, адекватными листу размерами. В будущем человек все равно вырабатывает свой личный почерк, далекий от стандартов прописи, но они реально помогают сделать письмо разборчивым и красивым.

Подкалывайте разлинованные листы

Как научиться красиво писать ручкой, когда человек уже взрослый, а его письмена все еще выглядят коряво, не выдерживают горизонта и страдают проблемами в плане масштаба отдельных букв? Есть простой прием – подкладывайте под лист, на котором пишите, разлинованные листы!

Что это дает:

  • Просвечиваемые снизу линейки помогают сориентироваться, держать строку ровно и не нарушать горизонтальности написания;
  • Разлинованный лист поможет вырисовывать буквы одинакового размера, так как без него некоторые люди могут теряться и писать одни буквы большим, другие – меньшим шрифтом.

Разлинованные листы для красивого и ровного почерка

Использование такой помощи не будет чем-то стыдным – в любом случае, при письме на тонком листе требуется использовать подложку, чтобы банально не продавить его ручкой. Поэтому, такой разлинованный лист внизу будет выглядеть естественно даже на работе, учебе, в серьезной обстановке.

Проворачивайте листок

Пытаясь разобраться, как научиться красиво писать каллиграфическим почерком, не пренебрегайте таким простым приемом, как проворачивание листа. Если положить лист для письма строго ровно перед собой, то для написания букв с правильным наклоном потребуются дополнительные усилия. Это неудобно, поэтому сам лист надо немного провернуть. Если вы правша – лист слегка наклоняется в левую сторона, а если левша – в противоположную.

Положение листа для правильного наклона почерка

Выберите красивый шрифт для примера

Сегодня мы имеем такие возможности, которых не имели люди еще 20-30 лет назад. К примеру, можно открыть пустой лист файла Word на компьютере, набрать там какие-то предложения и поиграть имеющимися шрифтами. Среди предлагаемых офисом шрифтов вы наверняка найдете привлекательный для себя, поэтому возьмите его за основу.

Алгоритм действий следующий:

  • Напишите все буквы алфавита в файле Word;
  • Примените понравившийся шрифт, который хотите перенять в свой стиль письма;
  • Практикуйтесь на листе бумаги, в прописях писать буквы с экрана.

Как выбрать красивый шрифт

Не надо спешить освоить как можно больше букв в короткий срок. Лучше неспешно прорабатывать каждую букву, прописную и заглавную, к примеру, одну в день в свободное от работы или других дел время.

Зачем писать грамотно

Лет сто назад грамотным считался человек, который хоть как-то мог читать и писать. В наше время планка повысилась, и теперь нужно строго соблюдать все правила правописания и пунктуации.

Прожить можно и без этого навыка. К примеру, если профессия человека никак не связана с текстами и документами, он прекрасно проживет и без идеальной грамотности. В повседневной жизни и общении с друзьями обычно используются достаточно простые и привычные слова, написание которых всем известно.

Совсем другое дело, если вы занимаете руководящую должность, работаете с документами или в целом хотите производить впечатление умного человека. Здесь без грамотности не обойтись.

Основные преимущества грамотного человека:

  1. Вес словам. Сложно всерьез воспринимать оппонента в споре, если он совершает элементарные ошибки. Но если грамотно излагать свои мысли, даже сомнительные идеи будут выглядеть впечатляюще.
  2. Представительность. Вы будете производить хорошее впечатление на коллег, клиентов, партнеров и начальство, если ваши письма будут отличаться грамотностью. Люди будут вас уважать и считаться с вашим мнением.
  3. Избавление от недопонимания. Одна ошибка может полностью изменить смысл целой фразы, что вызовет большие проблемы. Самый яркий пример – известная фраза «казнить нельзя помиловать». Одна ошибка в заказе, и вы можете получить не тот товар, который хотели.
  4. Помощь школьникам. Ребенок приносит на проверку домашнее задание по русскому языку, а вы не знаете, как правильно расставить запятые.
  5. Подработка на дому. Улучшив свою грамотность, вы сможете зарабатывать на дому в роли редактора текстов, транскрибатора или автора статей. Дополнительный доход никому не помешает.

В эпоху, когда текстовые мессенджеры и соцсети захватили мир, нужно тщательно следить за своими словами и грамотностью. Ведь она пригодится не только на работе, но и в повседневном общении в сети.

Даже самый взвешенный и аргументированный ответ в споре можно обесценить одной грамматической ошибкой, которую заметит оппонент. И вот уже фокус внимания смещается, а ваша экспертность ставится под сомнение, т.к. вы не способны даже слово правильно написать.

Для того чтобы не упасть в грязь лицом, необходимо научиться грамотно писать по-русски.

Выбираем удобное расположение бумаги

В детском саду и школе нам настойчиво втолковывали, что единственно верное, приемлемое положение бумаги на столе – вертикальное.

Забудьте о том, что было раньше. Определите наиболее подходящее вам положение листа бумаги, блокнота, тетради и пр. Если для того, чтобы улучшить почерк, вам удобнее и легче писать на бумаге, расположенной горизонтально – пусть так и будет.

Каждый человек должен самостоятельно определить для себя наиболее удобное и наилучшее расположение бумаги, попробовав различные варианты. Правшам рекомендуется начать с вертикального положения и, постепенно вращая лист налево, найти выгодную позицию. Левшам стоит испробовать этот же способ, но поворачивать бумагу направо.

Классификация звуков

В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:

  • Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
  • Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.

Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.

Виды гласных

Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:

  • я — ;
  • е — ;
  • ю — ;
  • ё — .

Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:

  • В начале слова. (Яна, январь).
  • После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
  • После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).

В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).

https://youtube.com/watch?v=tBLq1LLD3iE

Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:

  • Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
  • Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.

Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).

Группы согласных

Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:

  • Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
  • Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
  • Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
  • Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
  • Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
  • Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
  • Также неизменные мягкие: й, ч, щ.

При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:

  • Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
  • Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые заканчиваются на гласный,
  • закрытые – на согласный,
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже , у- чи ться .

 

 

Внимание! Порядок разбора со временем меняется. Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила

 

В слоговом делении также появились новые правила

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные к предшествующему: бул-ка, то – чка.

https://youtube.com/watch?v=jTLWY780KWs

Уроки русского. Звуки и буквы

Особенности фонетического разбора

Для того чтобы обозначать на письме звуки, которые мы произносим, принято использовать квадратные скобки.

Например: обозначает гласный звук в слове кот. Само слово кот тоже можно написать в виде звуков квадратных скобках: . Это называется транскрипцией.

Также может встретиться глагол транскрибировать (затранскрибировать) — это означает написать слово в транскрипции.

Кроме того, следует помнить о том, как обозначается мягкость согласного звука: .

Мягкий и твердый знаки не обозначают звука — они лишь используются на письме для передачи произношения.

Например, в слове день мы пишем мягкий знак, чтобы указать, что согласный н — мягкий. Однако в транскрипции достаточно лишь указать мягкость этого согласного: .

{"questions":","кру́шка","","",""],"explanations":,"answer":}}}]}

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: ). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.

Другие способы обучения грамотному письму

Чтобы малыш смог овладеть безошибочным письмом, можете самостоятельно придумать для него увлекательные и занимательные задания, при которых не потребуется сидеть за рабочим столом:

Предложите малышу ежедневно по 5-10 минут читать по слогам, делая ударение на гласную букву и проговаривая так, как написано. Пусть сначала он читает медленно, а потом быстрее. Можете распечатать словарь орфографии и добавить к чтению небольшие фразы из 15-20 слов. Два раза в неделю устраивайте коротенькие диктанты из 4-6 слов. Пусть малыш сам проверит выполненную работу и поставит отметку. Крупными буквами можете распечатать несколько строк из какого-либо произведения. Пусть ребенок с помощью фломастера или красной пасты подчеркнет в тексте все буквы А, в следующий раз – Е и т. д. Каждый раз придумывайте разные задания, чтобы малышу по-прежнему было интересно играть

Во время таких занятий у ребенка тренируется внимание и усидчивость. В конце недели устройте крохе небольшое тестовое задание: немного почитать, переписать текст, проговаривая при этом труднопроизносимые слова по слогам 2-3 раза, проверить свою работу.

 

В настоящее время, помимо классики, можно найти современные учебники, специально написанные авторами с большим опытом обучения детей грамотности:

  • сборники Узоровой О.;
  • пособия по орфографии Ахременковой Л.;
  • учебник «Тексты для списывания 2 класс»;
  • пособие «Контрольное списывание 1 класс» Ушаковой О.;
  • дополнительные пособия Шкляровой Т.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий